Ремонт масляного обогревателя — инструкция по устранению наиболее частых неисправностей, куда обратиться и сколько стоит работа сервиса

Как устроен прибор

Если сломался обогреватель, прежде чем приступить к его ремонту следует поближе ознакомиться с его устройством и принципом работы.

Основными частями масляного обогревателя является следующее:

  • Металлический корпус.
  • Нагревательный элемент – ТЭНа.
  • Блок управления.
  • Соединительные провода.

Работает устройство по такому принципу:

  • Корпус заполнен специальным маслом.
  • При включении радиатора температура элемента нагревания начинает повышаться.
  • Соответственно масло также нагревается.
  • Постепенно тепло передается на стенки корпуса, а от них нагревается помещение.
  • Когда температура в комнате достигает оптимального значения, срабатывает блок управления и ТЭНа отключается.
  • Процесс повторяется на протяжении всего периода подключения обогревателя к сети электропитания. Благодаря этому в помещении создается комфортная обстановка.

Основные поломки масляных радиаторов

Любой ремонт начинается с диагностики

Важно правильно определить причину выхода из строя и вычислить неисправную деталь

  1. Не стоит пугаться, если источник тепла начал издавать треск сразу же после включения. Как правило, это происходит во время разогрева минерального масла, находящегося внутри. Потрескивание считается нормой и не отражается на работе электроприбора. Иногда уменьшить шум помогает перестановка радиатора на идеально ровное место.
  2. Если обогреватель перестал включаться, первым делом следует исключить поломку в розетке и включить прибор в другой источник питания. Самая распространенная поломка в этом случае – отошедший контакт, на втором месте – неисправность вилки, а на третьем – повреждения и разрывы шнура.
  3. Если обогреватель подает признаки работы (горят индикаторы, включаются вентиляторы), но не нагревается, причину следует искать в термореле. Эту запчасть несложно купить и заменить своими руками.
  4. Холодный корпус также может свидетельствовать о выходе из рабочего состояния нагревательного элемента – это довольно серьезная причина и самостоятельно устранять ее не рекомендуется.
  5. Если прибор не отключается после нагрева до заданной температуры, это может сигнализировать о неисправности термостата – такая работа становится не только некомфортной и опасной, но и неэкономичной в плане расхода электроэнергии.

Основные поломки

Посторонние шумы

Во время работы прибора могут возникать потрескивания, шипение и т.д. Это тот случай, когда ничего разбирать не нужно: скорее всего, обогреватель наклонялся, падал и т.д. В нём произошло перемещение масла и воздуха. Поставьте прибор в вертикальном положении на несколько дней. Проблема устранится сама собой.

Электрика

Для начала, включите обогреватель в другую розетку, вдруг проблема в ней, а не в приборе.

Если же поломался именно обогреватель, вооружитесь мультиметром.

С его помощью проверяем исправность электрической части (с этого нужно начать, если прибор не греет, не горит лампочка индикатора).

Проверяем:

  • исправность розетки и вилки;
  • нет ли КЗ между частями радиатора.

Частая проблема: отгорание проводов в местах их соединения.

Обесточенный прибор проверяется на предмет исправности всех клавиш выключателя. Делается это при помощи тестера или мультиметра:

  • в положении ВКЛ, на концах будет КЗ;
  • а в положении ВЫКЛ – ничего.

Мультиметром проверяется терморегулятор (не должно быть КЗ, а сопротивление должно быть небольшое). До остальных поломок можно добраться только разобрав корпус.

Масляный обогреватель в разобранном виде

Осматриваем контакты в блоке управления: они могут перегорать, окислиться и ослабнуть. Техобслуживание заключается в обработке спиртом. Ослабевшие контакты подтягивают с помощью отвёртки. Окислившиеся зачищают наждачкой, изолируют. Самая термостойкая изоляция – стеклотканевая изолента (выдержит до 200 градусов).

Ещё раз проверяют на наличие короткого замыкания. Возможно, на этом ремонт закончится. Если же обогреватель не заработал, будем искать другую поломку.

Перед началом разборки отключите обогреватель из розетки и не подключайте прибор к сети, пока он полностью не собран!

Термопредохранители

Их может быть несколько. Прозвонив и найдя неисправный предохранитель, убираем его, а провода изолируем и соединяем между собой. Эта процедура безопасна, если предохранитель не один, в случае если вышел из строя единственный, то его придется менять на исправный.

Биметаллическая пластина

Она может быть деформирована, пластину нужно заменить.

Для этого:

  1. Разбирается регулятор температуры.
  2. Устанавливается минимальная t подогрева.
  3. Ручка регулятора снимается с винта, выкручиваются гайки, снимается рамка.
  4. Убирается биметаллическая пластина, устанавливается новая.

Сильное повреждение пластины часто провоцирует течь масла.

Утечка масла, ремонт бака

Если есть утечка масла, значит, есть повреждения в корпусе. Ремонт бака – дело ответственное и не всегда оправданное

Если уж решитесь на него, важно знать следующее:

  • Масло нужно слить.
  • При запайке бака подойдёт не оловянный припой, а латунный, серебряный или медно-фосфорный. Нужно использовать горелку.
  • Чтобы швы «схватились» обязательно надо хорошо зачистить края от ржавчины.
  • При работах, внутрь бака заливается вода (убережёт от возгорания), а после работ ёмкость нужно высушить.
  • Когда работы по починке бака будут закончены, нужно будет заменить масло. Здесь тоже есть определённые тонкости:
  • Масло должно заполнять 90% бака, а остальное – воздух.
  • Подойдёт трансформаторное масло, но никак не отработка (от неё ТЭН забьётся накипью)!
  • Минеральные масла не совместимы с синтетикой.

Поломка ТЭНа

Ремонту этот элемент не подлежит, только заменять! Но браться за замену ТЭНа имеет смысл только, если ваш обогреватель сделан со съёмным ТЭНом. Новый ТЭН подбирается равный по мощности и, желательно, медный

Обратите особое внимание на стык между корпусом и ТЭНом. Прокладка дополняется герметиком

Медный ТЭН

Но даже в этом случае, есть вероятность, что через какое-то время в герметике появятся трещины и ремонт нужно будет повторить.

Если же ТЭН неразборный, то крайне сложно будет после развальцовки и замены детали, завальцевать его обратно.

Датчик падения или положения

Этот элемент безопасности в виде грузика, который отключает прибор при определённом угле наклона обогревателя.

Чтобы проверить исправность этого элемента, положите прибор на бок и прозвоните контакты.

Ремонтировать его не рекомендуется – лучше заменить.

Итак. Действительно, есть несколько проблем с масляными обогревателями, которые довольно легко устраняются, например: шумы, окислившиеся контакты, или неисправность в проводах. Выполнить простейший ремонт масляных радиаторов своими руками может каждый.

Но если, разобрав прибор, вы обнаружили более серьёзную поломку, обдумайте, стоит ли «игра свеч»? Не получится ли, что ремонт обогревателя, по времени и затратам, обойдётся дороже, чем покупка нового прибора?

Ликвидация утечки масла

Нарушение герметичности основной части радиатора и утечка масла является наиболее частой проблемой этих обогревателей. Масло может вытекать через случайную пробоину или стенку, которая проржавела. Если имеет место второй вариант, то лучше приобрести другой радиатор, поскольку коррозия может разрушить большую площадь, чем видно. Поэтому через некоторое время возле заваренного или запаянного места потечет масло. Пробоины или малые дырочки, трещины можно:

  • запаять;
  • заварить.

Первого варианта следует избегать. Пайка не может обеспечить надежного соединения, и при постоянном нагревании/охлаждении, прочный контакт припоя и металла бака начнет превращаться в трещину. Поэтому пробоину лучше заварить.

Подготовка обогревателя к пайке или сварке является одинаковой:

  1. Спуск масла из бака.
  2. Очистка проблемного места от грязи и ржавчины. Это можно сделать наждачной бумагой.
  3. Наливание воды в бак. Это позволит избежать возможного возгорания (внутри было масло, и его остатки точно сохранились).
  4. Переворачивание радиатора в такое положение, при котором вода не будет вытекать из пробоины.

Паять пробоину нужно серебряным, латунным или медно-фосфорным припоем. Оловянный использовать нельзя. Во время пайки обязательно используют горелку. Если планируется заварить отверстие, то используют инверторную сварку.

После ликвидации проблемы воду сливают, бак высушивают и заливают масло. Старое масло вряд ли подойдет, поскольку часть его успела вытечь. Поэтому его количества не хватит, чтобы наполнить емкость на 90%. Если известна марка и характеристики масла, то можно докупить такое же. Нельзя смешивать синтетические и минеральные масла. Если планируется залить новое масло, то берут только трансформаторное. Отработку использовать нельзя. Иначе на ТЭНе появится накипь.

Масло требует подготовки. Она заключается в нагревании его до температуры 90 °С и испарении. Более нагревать нельзя, поскольку начнется окисление и горение жидкости. Количество масла должно быть таким, чтобы не превышало 90% емкости бака.

Как правильно провести ремонт тепловентилятора своими руками

Наступает зима, и мы вспоминаем о нагревательных приборах, которые были убраны весной в кладовки и на антресоли, и которые забыли отнести в ремонт, потому что они в конце февраля просто перестали работать. То ли устали, то ли что-то в них перегорело. Идти в сервисный центр не хочется, потому что по таким пустякам тратить свое время нет смысла, а покупать новый – «жаба давит». Что делать? Можно попробовать разобраться в конструкции нагревательного элемента и провести ремонт самостоятельно. Рассмотрим это на примере одного устройства. Попробуем разобраться в вопросе, как отремонтировать тепловентилятор своими руками.

Скажем прямо, в настоящее время производители этого вида отопительных бытовых приборов выпускают достаточно большую модельную линейку. Но все они практически имеют одну и ту же схему и устройство. Схема тепловентилятора проста. В ней установлен небольшой мощности электродвигатель, на вал которого насажена крыльчатка. Впереди на корпус устанавливаются нагревательные элементы спиралевидного типа, по которым пропускается электрический ток. Спирали нагреваются и передают свое тепло воздуху, который гоняет через них вентиляторная крыльчатка. Чем сильнее нагреваются спирали, тем больше тепла отдается помещению.

Процесс изготовления обогревателя по шагам

Стеклотекстолит как основа для крепления нихромовой нити

Для изготовления самодельного гаражного обогревателя потребуется лист текстолита толщиной до 1,5 см.

Он будет служить основанием для проволочной нагревательной спирали. Разделенный на две части, стеклотекстолит не только защитит от горячей проволоки, но и быстро обогреет холодное помещение.

Вся поверхность текстолитового листа является нагревающей. Однако, для обогрева гаража достаточно куска 0,5 х 0,5 м материала с каждой стороны нагревателя.

Не обязательно, чтобы обогреватель был квадратным, подойдет любая форма прямоугольника.

Здесь более важно, чтобы части текстолита были одинаковыми, и основа для крепления спирали надежно закрывала ее

Принципиальная схема гаражного обогревателя

  1. Листы текстолита с внутренней стороны будущего калорифера обрабатываются наждачной бумагой.
  2. Далее на основу наносится разметка. От нижнего и верхнего краев оставляется поле в 2 см, от боковых – отступ в 3 см.
  3. Отметив границы размещения проволоки, необходимо рассчитать количество ее сложений при длине 24 метра. Длина шага обмотки равна высоте отмеченной рамки на основе обогревателя (не забываем, что верхнее и нижнее поле не учитываются).
  4. После расчета количества сложений проволоки, нужно отметить расстояние между ее витками. Для наших параметров калорифера оно составляет 8-13 мм. По краю отмеченной рамки, согласно расчетам, просверливают маленькие отверстия, в которые вставляют метки — спички или зубочистки.
  5. Далее высверливается еще два отверстия для выхода провода подключения к источнику питания.
  6. Не натягивая, аккуратно, проволоку укладывают «змейкой». Здесь сформировать нагревательный элемент помогают спички. Уложив пять-семь витков «змейки», необходимо закрепить их бумажными полосками. Бумага, толщиной в 1 см, при помощи клея «Монолит» фиксирует нить накаливания.
  7. Края «змейки» также, после снятия спичек, приклеиваются при помощи полосок бумаги.
  8. В просверленные отверстия для сетевого провода вставляют заклепки из металла, на которые наматывают конец проволочной «змейки».
  9. С наружной стороны обогревателя к заклепке прикрепляется шайба. Она нужна для надежной фиксации электропроводящего контакта.

Сетевой шнур можно подсоединить и внутри калорифера, недалеко от спирали накаливания. Для этого зачищенные концы электропровода наматывают на заклепки с внутренней стороны стенки обогревателя.

Проверка на работоспособность, тестирование и внешний вид

Одним из завершающих моментов в изготовлении калорифера является его проверка на безопасность и работоспособность. Для этого сначала нагреватель подключают к омметру, а затем и к сетевому электропитанию.

Для повышения уровня прочности электроприбора, изнутри его покрывают слоем эпоксидного клея. При размерах нашего обогревателя (0,5 х 0,5 м) потребуется не меньше 150 г эпоксидки. Состав наносится вдоль «змейки» накаливающей проволоки.

Закрывается конструкция вторым листом текстолита. Для того, чтобы конструкция «схватилась», на нее устанавливают груз весом около 40 кг.

Через 24 часа обогревателем, сделанным своими руками, вполне можно пользоваться. Декорируется поверхность каким-нибудь отделочным материалом (к примеру, пленкой из винила или просто тканью).

Листы текстолита также можно склепать, установив на поверхности дополнительные крепежи для настенного монтажа. Только уходя из гаража, не забывайте выключать электроприборы, особенно самодельные.

Данный способ производства калорифера является простым и мало затратным. Помимо приобретения теоретических знаний, позволяющих за 2 дня смастерить качественный обогреватель для гаража, удовольствие принесет здесь и сам процесс работы, и результат.

Можно ли починить неисправности своими силами?

Дать однозначный ответ невозможно, хотя конструктивное исполнение обогревателя не сложное. Разборка агрегата, методы ремонта зависят от модели. В некоторых случаях ремонт или замена поврежденной части без оборудования невозможен.

Если нет навыков, за починку неработающего обогревателя лучше не браться. Эксперименты с электрическим оборудованием, работающим на нагрев, могут закончиться печально. Можно устроить пожар, короткое замыкание, получить электротравму, ожог.

Однако, если владелец поврежденного агрегата решился на ремонт, должен соблюсти несколько правил:

  1. Прежде чем разбирать агрегат, нужно убедиться, что вилка электрического кабеля вытащена из розетки.
  2. Обогреватель должен быть комнатной температуры.
  3. Для замены поврежденных составляющих нельзя использовать самодельные элементы.
  4. При работе с маслом, следует избегать контакта с телом, попадания на изоляцию проводов.
  5. Не допускается замена штатного электрического кабеля с заземлением на кабель без заземления.

Перечень часто встречающихся поломок, способы устранения.


Тестирование электрической цепи

Отсутствует нагрев

Агрегат включен, но не греет. Чаще связано с повреждением электросети (отсоединение провода, плохой контакт). Сначала осматривают питающий кабель. Если нет явных повреждений, открывают место входа кабеля в обогреватель. Кабель отсоединяют, прозванивают мультиметром.

Для дальнейших действий понадобится инструкция по эксплуатации масляной установки, компоненты, схемы соединений в моделях разнятся. Если нет познаний в тестировании электросетей, за работу лучше не браться. Проверка участков сети происходит отдельно. Сначала осмотр, затем прозвон, замена детали.


ТЭН съемного типа

Не работает нагреватель

ТЭНы в масляных обогревателях оснащаются предохранителями по величине тока, температуре. Возможно сгорели предохранители. Нужно проверить целостность. Поломку несложно устранить, если после включения агрегата в сеть предохранители снова сгорели, нужно искать причину.


Мультиметр

Проверить целостность ТЭНа легко мультиметром. От ТЭНа отсоединяются провода. Мультиметр ставится в режим измерения сопротивления. Щупами нужно прикоснуться к выводам нагревателя. Если на табло прибора отображается цифра 1 или бесконечность, спираль в ТЭНе оборвана, требуется замена.

Проверка нагревателя на пробой: мульмиметр переключают на режим зуммера, щуп ставят на вывод ТЭНа, второй на корпус. Если зуммер подает сигнал, нагреватель нужно заменить.

Если крепление резьбовое, снять, заменить ТЭН возможно. Для замены нужен ТЭН с идентичными эксплуатационными параметрами. Когда завальцован в гнезде масляного радиатора, самостоятельно замену произвести не удастся. Проще купить новый обогреватель.

Протекает масло

Протекает по причине нарушения целостности корпуса. Повредиться может в результате механического воздействия, коррозии, вызванной дефектным покрытием. Восстановить корпус получится, если масляный радиатор старой модели, из стали, со съемным ТЭНом.

Для ремонта снимают блок управления, нагреватель.

Масло сливают в чистую емкость.

Радиатор заполняют водой, чтобы масляная пленка, оставшаяся на внутренних стенках, не воспламенилась при сварочных работах.

Из стального листа вырезают латку, приваривают, чтобы закрыть поврежденное место.

Плохо работает

Ну и последняя неисправность — тепловентилятор плохо греет воздух. В этом случае причиной поломки является загрязнение запчастей. Скорее всего ТЭН весь в пыли, в результате чего нагрев происходит слабо, к примеру, на второй скорости, как на первой. Для такого несложно ремонта отключите питание и сухой тряпкой либо пылесосом пройдитесь по всем элементам цепи, главное ничего не повредите. Сделали, но не помогло? Проверьте электрическую вилку, возможно виновата она. Включите обогреватель на несколько минут, после чего достаньте вилку с розетки и пощупайте электроды. Если один из них заметно теплее второго — сломана электрическая вилка, в результате чего бытовой обогреватель слабо выделяет тепло.

Масляные электрические обогреватели в зависимости от их модели имеют соответственно свои режимы мощности. Обобщенная схема для различных моделей будет примерно таковой:

В нижней части радиатора масляного обогревателя расположены два нагревателя \два тэна\, соединенных между собой последовательно.

Схема однофазная, трех проводная \фаза, ноль, заземление\.

Провод заземления непосредственно соединен с корпусом обогревателя. Рассмотрим последовательное соединение отдельно взятого потенциала,- фазы либо нейтрали \ноля\. Два потенциала \два провода, не считая третьего- заземления\, имеют параллельное соединение с входными контактами переключателя мощности, выходной контакт переключателя мощности одного потенциала,- последовательно соединен с сигнальной лампой с последующим соединением одной пары контактов двух нагревателей. Выходной контакт переключателя мощности второго потенциала,- последовательно соединен с термостатом, от термостата идет последовательное соединение со второй парой контактов двух нагревателей, в результате электрическая цепь замыкается на последовательно соединенных между собой двух нагревателях.

Масляный радиатор не греет

В некоторых случаях масляный агрегат внешне исправен, но совершенно не нагревается. Распознать поломку можно даже по отсутствию характерных щелчков от корпуса — если их нет, это значит, что металл не расширяется под воздействием тепла.

Одна из распространенных причин неисправности масляного обогревателя — выход из строя предохранителя. Если при последнем использовании прибор испытал скачок напряжения, защитный элемент мог перегореть.

Ремонту предохранитель в обогревателе не подлежит, а вот поменять его достаточно просто. Схема выглядит так:

  1. С прибора демонтируют боковую панель, выкрутив крепежные винты или отогнув защелки.
  2. На внутренней стороне снятого блока находят предохранитель — обычно он расположен в месте соединения сетевого шнура с платой управления.
  3. Деталь осматривают на предмет целостности. В большинстве случае предохранитель от скачка напряжения чернеет изнутри, оплавляется или разрывается.
  4. Если деталь внешне исправна, ее прозванивают при помощи тестера и проверяют наличие электрической цепи.

Сгоревший предохранитель необходимо снять с посадочного места и приобрести точно такой же новый элемент. В масляный обогреватель его монтируют своими руками при помощи паяльника, а потом собирают прибор и включают в работу.

Перед ремонтом нужно изучить маркировку старого предохранителя, чтобы не ошибиться в покупке нового

Ремонт инфракрасного обогревателя

По большей части ремонт инфракрасных моделей являет собой замену одной основной составляющей, которых в данном устройстве всего две: нагревательные элементы (может быть один) и терморегулятор. Зачастую в обоих случаях такого рода ремонт можно осуществить самостоятельно, при условии, что получится найти соответствующее комплектующее. При возникновении проблем с выбором и покупкой комплектующих, лучше всего обратиться в специализированную мастерскую.

Конечно, могут встречаться и другие, более мелкие поломки, которые связаны с подключением устройства к электросети. Эти неполадки также устраняются своими руками посредством зачистки контактов либо замены вилки. Остальные части конструкции инфракрасного обогревателя почти никогда не выходят из строя и работают на протяжении всего эксплуатационного срока устройства.

Внутреннее устройство конструкции

Когда вы немного сориентировались в вероятных причинах поломки обогревателя, наполненного маслом, пришло время поближе познакомиться с его конструкцией.

Стандартный современный масляный радиатор состоит из следующих элементов:

  • герметичный корпус. Он выполнен в виде гармошки, которая состоит из двух панелей, сваренных друг с другом. Внутрь закачивается минеральное (техническое) масло. Практически в каждой модели обогревателя внутри бака с маслом есть немного воздуха — это необходимое условие, так как при разогреве масло расширяется, увеличиваясь в объеме. Отметим, что это обстоятельство не может навредить прибору, спровоцировав коррозию,
  • ТЭН. Этот прибор ответственен за нагрев масла, а значит, и самого прибора,
  • блок безопасности и управления. Основной его элемент — это терморегулятор, оснащенный предохранителем. На первом лежит ответственность за установку и поддержание заданной температуры, а второй обеспечивает безопасную эксплуатацию нагревательного прибора. Если вдруг по какой-то причине из корпуса начнет сочиться масло, то предохранитель выполнит свою «миссию», прекратив подачу тока на ТЭН.

Как поменять ТЭН

В старых масляных устройствах причиной поломки часто становится трубчатый нагреватель. Он легко поддается ремонту своими руками, а точнее, самостоятельной замене в домашних условиях. Алгоритм следующий:

  1. Радиатор разбирают и при помощи тестера проверяют все контакты и предохранители. Если элементы прибора исправны, то, скорее всего, причина поломки заключается именно в ТЭНе.
  2. Трубчатый нагреватель прозванивают, мультиметр может показать либо наличие короткого замыкания между фазой и корпусом, либо отсутствие цепи между фазой и нулем.
  3. На неисправном ТЭНе ослабляют крепления, а затем при помощи разводного ключа выкручивают деталь.
  4. Покупают аналогичный нагревательный элемент на замену и устанавливают на прежнее место. Одновременно ставят новую уплотнительную прокладку, предотвращающую вытекание масла из гнезда ТЭНа.

Если нагреватель в приборе несъемный, то своими руками провести ремонт не получится. Для этого нужно сначала развальцевать старый ТЭН, а потом качественно загерметизировать новый, что в домашних условиях сделать почти невозможно.

После ремонта ТЭНа обогреватель ставят вертикально и несколько часов наблюдают, не появится ли протечки

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий